Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Подготовка педагогов инклюзивного образования
Каковы особенности инклюзивного образования? Какие требования выставляются специалисту по работе с детьми с ОВЗ? Где можно пройти обучение и какова перспектива развития в профессии? Статья будет полезна всем, кто планирует получить образование для работы в этой сфере.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование представляет собой учебно-воспитательный процесс, направленный на интеллектуальную подготовку, всестороннее развитие и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Его конечной целью является содействие максимально возможному включению лиц с особыми возможностями здоровья и инвалидов в социум, подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной, «взрослой» жизни в обществе. Право на получение инклюзивного образования закреплено в Законе РФ «Об образовании» и юридических актах, которые подробно регламентируют обязанности образовательных организаций по созданию условий, необходимых для формирования эффективной системы инклюзивного образования. Это касается материальной базы, учебно-методического обеспечения и подготовки кадров для работы с лицами с ОВЗ.
На какие группы можно разделить детей с ОВЗ?
В зависимости от специфики, характера и глубины заболевания всех детей с ОВЗ можно разделить на 2 основные группы:
- лица, имеющие выраженные признаки заболевания, которые не мешают им получать образование на общих условиях с другими детьми. Они могут посещать общеобразовательные школы, присутствовать на занятиях в классе и выполнять задания учителя наравне со всеми. Как правило, это лица с незначительными патологиями или легкой степенью заболевания, например, имеющие ДЦП, легкие речевые расстройства и др. Они освобождаются лишь от некоторых видов занятий (например, физкультуры), но в остальном интегрированы в детский коллектив;
- лица с тяжелой степенью заболевания, требующей систематического коррекционного воздействия. Для получения образования они посещают специальные (коррекционные) школы. К этой группе относятся дети с психическими патологиями, нарушениями слуха, зрения, тяжелыми расстройствами речи и др.
Каковы требования к педагогам, работающим с детьми с ОВЗ?
Особенностью профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования является высокая степень педагогического мастерства. Педагоги, работающие с разными группами детей с ОВЗ, применяют неодинаковые педагогические технологии. Например, учитель, работающий в классе одновременно со здоровыми детьми и лицами с ОВЗ, должен исходить из того, что ребенок с нарушенным здоровьем в такой среде хочет чувствовать себя таким же, как все. Соответственно педагог подбирает методики работы, способствующие укреплению такого чувства. К ним относятся:
- вызов ученика отвечать у доски;
- предложение ребенку заранее подготовить выступление (доклад) по теме урока и выступить с ним перед аудиторией;
- раздача карточек с индивидуальными заданиями не только обучающемуся с ОВЗ, а нескольким ученикам (в карточке есть возможность скрыть трудности ребенка-инвалида в освоении материала и включить туда доступные для него задания);
- организация взаимного обучения, когда дети обучают друг друга, работая в парах постоянного или сменного состава;
- участие ребенка с ОВЗ в групповой работе, например, мозговых штурмах, дебатах и т. п.
Работа в коррекционных школах для лиц с ОВЗ требует от педагогов владения специальными профессиональными компетенциями. Он должен уметь:
- создавать особую коррекционно-развивающую предметную среду;
- формировать мотивацию к обучению;
- создавать эмоциональный фон, комфортный для обучения и развития детей с ОВЗ;
- создавать учебно-методические и дидактические материалы, адаптированные к особым потребностям детей с ОВЗ;
- применять педагогические технологии, адекватные возможностям и потребностям детей-инвалидов;
- адаптировать содержание учебных дисциплин к потребностям детей с ОВЗ;
- разрабатывать и применять адекватные технологии оценивания знаний и умений учащихся с ОВЗ;
- организовывать внеклассную работу с учетом индивидуальных способностей и потребностей ребенка-инвалида и др.
Основными качествами педагога инклюзивного образования являются высокий профессионализм, отзывчивость, доброта, терпеливость, чуткость, интеллигентность.
Как оценивается работа профильного специалиста?
Лица, имеющие квалификацию логопеда, нейропсихолога, олигофренопедагога, дефектолога другого профиля, как правило, без труда находят работу. Востребованность этих профессий довольно высока. Средняя заработная плата зависит от конкретной должности, квалификации, а также региона РФ. По данным органов статистики, минимальный доход дефектолога составляет 23-25 тысяч рублей в месяц, максимальный – 85 тысяч. Речь идет о работе педагога инклюзивного образования в специальной образовательной организации. Но многие специалисты параллельно ведут частную практику и получают возможность значительно повысить уровень дохода.
Где можно выучиться на педагога инклюзивного образования?
ООО «Бакалавр-Магистр» реализует ряд дистанционных курсов, обучение на которых позволит Слушателям приобрести соответствующую квалификацию для работы в сфере педагогики инклюзивного образования. Для обучения по программам профессиональной переподготовки, как правило, необходимо иметь педагогическое, психологическое, медицинское образование. В результате обучения вы сможете работать в таких областях как сурдопедагогика/сурдопсихология, олигофренопедагогика/олигофренопсихология, коррекция расстройств аутистического спектра, тифлопедагогика, преподавание адаптивной физической культуры, реабилитация детей с НОДА, педагогика начальных классов компенсирующих и коррекционно-развивающих школ.
Для уже работающих в сферах дефектологии специалистов разработаны курсы повышения квалификации, тематика которых отражает актуальные проблемы обучения и воспитания «особых» детей. Обучение по этим программам позволит Слушателям сформировать дополнительные компетенции, реализация которых на практике поможет в педагогической работе с детьми с ОВЗ.
Поможем с выбором программы
|