Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Сурдопедагогика: работа с людьми с нарушениями слуха
Статья поможет вам узнать больше о сурдопедагогике: её задачах и принципах, историческом развитии и современном состоянии. Также вы узнаете о том, что должен уметь профильный специалист и где можно учиться на сурдопедагога: программы, сроки, планы.
Что такое сурдопедагогика?
Сурдопедагогику можно определить, как отрасль знания о методах обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Об актуальности проблемы, решаемой сурдопедагогами, свидетельствует тот факт, что численность детей и взрослых с заболеваниями органов слуха в мире превышает 250 миллионов человек, из которых 600 тысяч составляют наши соотечественники. Большинство из них не может социализироваться в нормальных условиях в обычной школьной среде. Эта задача под силу специальным школам для детей с ослабленным слухом, где их развитием призваны заниматься опытные сурдопедагоги.
Предмет и задачи сурдопедагогики
Сурдопедагогика – наука практическая. Ее предметом является решение конкретных вопросов обучения, воспитания и социализации людей с нарушениями слуха. Основные задачи, стоящие перед сурдопедагогикой, таковы:
- изучение особенностей личностного развития лиц с нарушениями слуха;
- поиск коррекционных и компенсационных методов в процессе работы с такими людьми;
- классификация людей с нарушениями слуха, определение особенностей и поиск специфических методов развития представителей каждой группы;
- выработка путей интеграции лиц с расстройствами слуха в социуме;
- поиск научно обоснованных концепций и моделей образования детей и взрослых с нарушениями слуха;
- разработка дидактических приемов обучения жестовому языку и устной речи;
- разработка программ профориентации, профессионального обучения лиц с нарушенным слухом.
Таким образом, весь процесс образования таких людей заключается в том, чтобы помочь им в достижении максимальной самостоятельности в решении жизненных проблем.
Развитие сурдопедагогики в России
Во второй половине XVIII – начале XIX века появляются первые училища, основная деятельность которых направлена на социализацию глухих и слабослышащих детей. Например, в Петербургском и Московском воспитательных домах ребенка с нарушениями слуха обучали вместе со слышащими детьми. К концу XIX века в России насчитывалось 23 училища, в которых обучались почти 900 глухих учеников. К этому времени сурдопедагогика окончательно формируется как отдельная отрасль научного знания со своим категориальным аппаратом, методами исследования, системой и структурой. Дальнейшее развитие она получила уже в СССР. В 1929 году в Москве был организован Экспериментально-дефектологический институт, где проводились исследования под руководством известного советского психолога Л. С. Выготского.
На сегодняшний день мировой и отечественной сурдопедагогикой наработана огромная база научно-практических и методических материалов, успешно помогающих в обучении и воспитании глухих. Благодаря достижениям науки люди с ослабленным слухом в значительной степени реализуют себя в социуме как его полноценные представители.
Особенности профессии сурдопедагога
Специалисты в области сурдопедагогики востребованы на рынке труда. Они могут работать в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушениями слуха. В зависимости от региональных особенностей, категории, стажа работы, конкретной должности оплата труда сурдопедагога колеблется в пределах 15-60 тысяч рублей.
Принципы сурдопедагогики
Отвечая на глобальный вопрос о том, как нужно обучать детей с нарушениями слуха, сурдопедагогика формулирует ряд педагогических, общедидактических, специфических принципов. Назовем важнейшие из них:
- связь развития не слышащего ребенка с усвоением родного языка;
- обучение и воспитание ребенка с ОВЗ в процессе постоянной деятельности;
- поэтапность, многоступенчатость обучения в специальной школе;
- моделирование коммуникативных умений в формулировании вопроса, ответа на вопрос, способности обратиться с просьбой, высказать желание, сообщить о намерениях, деятельности и пр.;
- развитие способности свободно понимать речь, обращенную к не слышащему человеку.
Профессиональные компетенции сурдопедагогов
Сурдопедагог в работе с детьми с нарушенным слухом должен проявлять такие качества как терпение, выдержка, чуткость, интеллектуальные способности, артистизм, уверенность в позитивном результате и др. Компетентный сурдопедагог обладает глубокими знаниями предмета своей деятельности и умеет их применять на практике.
Что должен знать и уметь сурдопедагог?
- Физиологические особенности строения и функционирования органов слуха.
- Расстройства слуха, их причины и специфические проявления.
- Методы развития лиц с нарушениями слуха.
- Особенности психологического развития детей с патологиями слуха, специфика их мировосприятия.
- Практика сурдоперевода, владение дактильной и жестовой речью.
Где можно выучиться на сурдопедагога?
Различные образовательные организации предлагают программы подготовки специалистов по работе с детьми с нарушениями слуха. Экспертами ООО «Бакалавр-Магистр» подготовлены дистанционные курсы профессиональной переподготовки по сурдопедагогике. Слушателям доступны такие программы:
- Онлайн-курс по профилю Сурдопедагогика и сурдопсихология. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха (580 ч). В ходе реализации программы подробно изучаются принципы организации инклюзивного образования, методики коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха, технические средства диагностического и коррекционного назначения, методики обучения речи лиц с патологиями органов слуха, ведения воспитательной работы с детьми с нарушенным слухом и др. По итогам курса Слушатели получают право проектировать и реализовывать образовательный процесс для детей с нарушениями слуха.
- 3-месячная программа подготовки педагогов по работе с детьми с нарушениями слуха объемом 288 часов. По сути, это сокращенный вариант предыдущей программы. Диплом, получаемый Слушателями, также дает право ведения педагогической деятельности с детьми с нарушенным слухом.
Поможем с выбором программы
|