Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Кто такой воспитатель детей дошкольного возраста? Советы начинающим специалистам.
По данным Росстата, в России на начало 2019 года работало свыше 47 000 государственных детских садов, которые посещали более 7 500 000 детей. Всем этим ДОУ, а также частным организациям дошкольного образования, нужны квалифицированные воспитатели. Для работы на этой востребованной специальности нужно иметь профильное образование. А для хорошего старта карьеры желательно еще и прислушиваться к советам опытных коллег.
Обязанности воспитателя в детском саду
Основные функции воспитателя в учреждении дошкольного образования – образовательная, развивающая и воспитательная работа с детьми. Специалист отвечает за организацию полезного и безопасного времяпровождения воспитанников в ДОУ на протяжении всего дня – обычно с 7-8 до 18-19 часов.
В план работы воспитателя входят:
- развитие мелкой моторики и базовых трудовых навыков у детей: лепка, рисование, создание поделок из разных материалов и т. д.;
- обучение самообслуживанию (одеванию, завязыванию шнурков и т. д.);
- организация и проведение игр, прогулок;
- знакомство детей с окружающим миром, природой.
Воспитатель должен следить за своим поведением и культурой речи, чтобы быть примером для детей. В его профессиональные обязанности входят постоянный поиск и внедрение в процесс образования и воспитания новых объектов детской культуры: книг, игрушек, фильмов и т. д.
Какие профессиональные задачи выполняет воспитателя ДОУ?
В компетенции воспитателя по ФГОС дошкольного образования входят:
- умение организовывать разные виды деятельности детей и выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников;
- владение информационно-коммуникативными технологиями;
- знание специфики дошкольного образования, организации образовательной работы с дошкольниками, основных психологических подходов, развития детей 2-7 лет.
Важной задачей воспитателя в детском саду является социализация малышей. Он учит детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, жить в обществе, работать в коллективе.
Чаще всего воспитатель ведет группу детей, начиная с их поступления в детский сад и заканчивая выпуском. В каждой группе работают два специалиста. Они сменяют друг друга по графику – один работает с утра до обеда, а второй – с обеда до вечера. Помощь воспитателям оказывают методисты, младшие воспитатели (няни). Часть обязанностей специалиста может быть возложена на музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования.
Какое образование должен иметь воспитатель в учреждении дошкольного образования
У воспитателя должно быть:
- высшее или среднее профессиональное образование по профилю «Образование и педагогика»;
или
- высшее или среднее профессиональное образование по любому профилю и профпереподготовка по направлению деятельности в ДОУ.
Учатся на воспитателей дошкольного образования в педагогических колледжах и вузах, проходят профпереподготовку – в учреждениях дополнительного профессионального образования. Так, у нас вы можете дистанционно* пройти курсы Воспитатель в дошкольной образовательной организации: проектирование и реализация деятельности с учетом ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Эта программа даст вам все необходимые профессиональные компетенции для обучения и воспитания дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Вы познакомитесь как с общепрофессиональными дисциплинами («Психолого-педагогические основы дошкольного образования», «Планирование и организация образовательной деятельности в ДО с учетом ФГОС ДО» и т. д.), так и с более узкими специальными вопросами работы в ДОУ, например, организацией игровой деятельности детей, их физическим, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным развитием.
В чем разница между учителем и воспитателем?
И воспитатель, и учитель выполняют задачи по воспитанию, обучению детей. Но у воспитателя на первом плане стоит воспитание, а у учителя – образование. Цель образования заключается в формировании у малышей определенного уровня знаний, навыков и умений. А воспитание направлено на привитие детям моральных, общественных, правовых и эстетических норм поведения.
Учитель может работать воспитателем, как и воспитатель учителем, ведь требования к уровню образования у них одинаковые. Но, чтобы понять специфику новой деятельности перед переходом из школы в ДОУ или наоборот, необходимо пройти курсы профпереподготовки.
Где работают и сколько получают воспитатели
Воспитатели работают в частных и государственных (муниципальных, ведомственных) детских садах. Также они могут устроиться на работу в другие учреждения дошкольного образования: интернаты, детские дома, центры детского развития и т. д. В Москве зарплата воспитателя в детском саду – в среднем 35-50 тысяч рублей, в других регионах – 20-40 тысяч рублей в месяц в зависимости от города, учреждения, нагрузки и других факторов.
Советы начинающему воспитателю
Начинающие специалисты зачастую сталкиваются с затруднительными ситуациями, которые могут вселять в них неуверенность. Придерживаясь определенных советов, воспитателю будет проще контролировать и корректировать поведение детей. Рекомендуется:
- Использовать при общении не только слова, но и жесты, мимику, интонацию – дети воспринимают до 80% информации не через смысл, а через подачу.
- По возможности обращаться индивидуально к каждому ребенку, а не ко всей группе, особенно при работе с детьми в возрасте до 2-3 лет.
- Не сравнивать воспитанников друг с другом.
- Обращаться к детям по имени.
- Больше использовать похвалу, чем критику. Хвалят детей при всех, а делают замечания только наедине.
- Не пользоваться негативными формулировками, устанавливая правила поведения. Дети скорее прислушаются к правилу «Говорим тихо», чем к «Не кричим».
- Демонстрировать положительные черты характера и культуру речи на собственном примере.
Воспитатель должен не только любить детей, но и обладать глубокими знаниями в области детского развития, педагогики и психологии, стремиться узнавать и привносить в свою работу новые методики и технологии, быть примером и авторитетом для своих подопечных.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Поможем с выбором программы
|