Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Дошкольная педагогика: ответы на важные вопросы, основные понятия, функции и задачи
Первые годы жизни – это время активного психического и физического развития, формирования базовых знаний и навыков, определения индивидуальных способностей ребенка и создания условий для их реализации. Поэтому дошкольная педагогика и считается основой, фундаментом общей педагогики.
Что такое дошкольная педагогика как наука: определение, цели и задачи
Под дошкольной педагогикой понимают науку, предмет которой – закономерности развития, воспитания и базовых форм обучения детей до поступления в школу. Она занимается малышами в возрасте от двух месяцев до семи лет. Целью дошкольной педагогики является всестороннее гармоничное развитие физических, интеллектуальных, духовных способностей ребенка, его подготовка к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе.
Какие задачи стоят перед дошкольными педагогами?
Для полноценного развития детей в дошкольных образовательных учреждениях специалисты решают целый комплекс задач:
- обеспечивают физическое, интеллектуальное, творческое развитие каждого ребенка путем реализации образовательных программ ДО;
- знакомят малышей с правилами поведения в обществе, культурными нормами;
- учат детей общаться друг с другом и со взрослыми;
- приобщают детей к здоровому образу жизни, укрепляют их физическое и психическое здоровье;
- стимулируют инициативность и активность малышей, стремление к самовыражению, любознательность;
- воспитывают у детей уважение к свободам и правам человека;
- выявляют, корректируют и компенсируют недостатки физического и психического развития воспитанников (при необходимости);
- оказывают методическую и консультативную помощь родителям и опекунам детей.
В современной дошкольной педагогике большая роль отводится амплификации. Под этим термином понимают ускорение детского развития с помощью введения в образовательную программу новых предметов (информатики, естествознания, компьютерной грамотности и т. д.). Сложные дисциплины преподают в доступной для малышей форме, часто игровой, поэтому учеба не мешает полноценно проживать все этапы детства.
Функции дошкольной педагогики
- Описательно-прикладная – научное описание перспективных и успешных образовательных программ, технологий, методов и моделей дошкольной педагогики.
- Прогностическая – научный прогноз развития образования в дошкольных образовательных учреждениях.
- Творчески-преобразовательная – использование и адаптация педагогических приемов, методик, техник, инструментов в воспитании детей дошкольного возраста с учетом научных исследований.
Как и зачем взаимодействуют воспитатели ДОУ и учителя начальной школы?
Взаимодействие детского сада и школы облегчает адаптацию первоклассников к новым условиям, создает у них предпосылки для успешного усвоения учебной программы в начальных классах. Воспитатель подготовительной группы может посещать уроки в школе, а педагог начальной школы – занятия в детском саду. Это нужно для знакомства с детьми, обстановкой и организацией их обучения. Специалисты должны обмениваться опытом, вместе искать оптимальные формы, методы, приемы подготовки детей к школе, их адаптации к учебе, анализировать результаты своей деятельности. Желательно, чтобы в совместную работу воспитателей и педагогов были включены и родители будущих первоклассников.
Где выучиться на педагога дошкольного образования?
Для работы в ДОУ требуется наличие профильного среднего профессионального или высшего образования (направление «Образование и педагогика»). Если у вас уже есть диплом вуза, техникума или колледжа по другой специальности, вы можете пройти программу профессиональной переподготовки.
ООО «Бакалавр-Магистр» такие курсы проводятся дистанционно*, позволяя Слушателям получать новую квалификацию без отрыва от работы и личных дел, из любой точки мира, где есть доступ в интернет. Познакомиться с программами обучения и записаться на них вы можете по ссылке – https://mgaps.ru/tag/pedagogika. Курсы дадут вам все необходимые для работы в ДОУ знания и навыки. Вы познакомитесь с основами дошкольной педагогики в контексте ФГОС ДО, порядком планирования и организации образовательной деятельности в детском саду, разработкой и адаптацией программ ДО, способами оценки результатов обучения и воспитания детей и другими важными вопросами, которые встают перед современными воспитателями.
Где требуются педагоги дошкольного образования?
В первую очередь, специалисты по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста требуются в детских садах и центрах детского развития – государственных и частных. Это могут быть ДОУ общего типа, коррекционные, оздоровительные, сады с этнокультурным компонентом, с приоритетным направлением развития. При школах, гимназиях, лицеях работают группы подготовки будущих первоклассников, где также не обойтись без педагогов дошкольного образования.
Все большее распространение получают детские развивающие центры, развлекательные комплексы, детские комнаты при ресторанах, торговых центрах, отелях. Открываются лагеря, интернаты, реабилитационные центры, санатории, где занимаются развитием, воспитанием и образованием дошкольников. Во всех этих учреждениях востребованы специалисты с подготовкой в сфере дошкольной педагогики.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Поможем с выбором программы
|