Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
7 обязательных качеств и 10 возможных ошибок учителя начальных классов
Планируете работать учителем? Проверьте себя: обладаете ли вы необходимыми качествами для этой профессии? Также в статье вы найдёте описание частых ошибок педагогов.
Кто может работать учителем начальных классов?
Согласно действующему профстандарту, основное требование к учителю начальных классов – это наличие:
а) педагогического высшего или среднего профессионального образования;
б) любого высшего или среднего профессионального образования плюс дополнительного педагогического профессионального образования.
Сколько учиться на учителя начальных классов, зависит от выбранного варианта:
- Обучение в вузе на бакалавриате – 4 года, на магистратуре – плюс еще 2 года.
- В колледже – 3 года 10 месяцев на базе 11 классов или 4 года 10 месяцев на базе 9 классов.
- Профпереподготовка – от 3 месяцев (340 ч) до 10 месяцев (1100 ч).
Специалистов приёмной комиссии ООО «Бакалавр-Магистр» часто спрашивают, может ли воспитатель работать учителем начальных классов или может ли логопед работать учителем начальных классов и т. д.
Мы задали эти вопросы эксперту педагогического направления Гладневой Светлане Геннадьевне и получили ответ:
«Нет, ни воспитатель, ни логопед без образования учителя начальных
классов работать в этой должности не могут». Потребуется обучение, например, по программам переподготовки.
Также С. Г. Гладнева рассказала, кем может работать учитель начальных классов, помимо непосредственно преподавания: «Можно устроиться педагогом в центр детского
развития, быть репетитором, воспитателем (но не в детском саду), в
некоторых случаях – педагогом дополнительного образования».
Советы начинающим специалистам и часто встречающиеся ошибки в работе
Виды деятельности учителя начальных классов включают преподавание по образовательным программам, классное руководство, организацию внеурочной деятельности и др. Это сложная многогранная работа, требующая не только компетенций, но и ряда качеств.
7 обязательных качеств педагога начальных классов
- Позитив. Улыбчивость, доброжелательность и хорошее настроение педагога создают атмосферу любви и безопасности для младших школьников.
- Спокойствие. Важно, чтобы дети не стеснялись отвечать на вопросы учителя, не боялись выражать своё мнение. Необходимы предсказуемые и ровные реакции на поступки учеников, спокойный, но не сухой тон.
- Уважительность. Уважение к детям так же важно, как искренняя любовь.
- Умение объяснять. В обязанности учителя начальных классов входит преподавание практически всех предметов. И преподнести каждую тему нужно в мире ребёнка, чтобы он не только запомнил, но и понял суть.
- Способность увлекать. Удивить, заинтересовать детей, пробудить в них интерес к учёбе – непростая задача. От того, насколько хорошо справится с ней педагог младших классов, нередко зависят дальнейший успех школьного (и даже послешкольного) образования.
- Требовательность. Дисциплина обязательно должна сочетаться с добрым отношением. Не стоит забывать и о последовательности: если педагог что-то пообещал, то выполнит, если дал задание – то проверит.
- Успешность. Главное, что должен знать учитель начальных классов, – дети склонны к подражанию, часто неосознанному. Педагог – это пример и образец. Для учеников важно всё: ваш внешний вид, поступки, жизненная позиция. Любимым учителем дети гордятся.
Какие ошибки чаще всего допускают специалисты в работе с детьми?
Есть 10 типичных ошибок начинающих учителей начальных классов. Педагогу требуется пересмотреть линию поведения и методы работы, если он/она:
- Ожидает от детей «идеальности». Не все ученики бывают «хорошими», равно успевающими по всем предметам, спокойными и старательными. Это надо понять и принять.
- Переживает о своей профессиональной «не идеальности». Дети как дети, что-то забывают, где-то хитрят, как-то неправильно поступают. Вы не можете отвечать за всё. И не все действия учеников, а также их родителей, квалифицируют вас как профессионала.
- Считает, что родители должны полностью доверять учителю и выполнять все его рекомендации. Да, все мамы и папы желают только лучшего своим детям, но не всегда их мнение об этом «лучшем» совпадает с мнением педагога.
- Не может подобрать стиль общения. Тонкий момент – панибратское отношение приводит к неуважению и нарушениям дисциплины, слишком сухое и жёсткое поведение педагога провоцирует страх и негативное отношение со стороны детей.
- Не умеет объяснять. Нужно уметь находить баланс – не упрощать, но и не усложнять преподаваемый предмет.
- Не выполняет обещания. Следует быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Каждое обещание должно быть исполнено, а если нет – объясните детям объективные причины. Иначе они просто перестанут вам верить.
- Неуверен или самоуверен. Здесь также важно найти баланс между страхом ошибок и излишней уверенностью в своих силах и в правильности своих действий.
- Не считает нужным стараться. Зарплата учителя начальных классов (педагога общеобразовательной школы) за 2019 год в среднем по РФ составила 41116 рублей (данные Росстата). Много это или мало – вопрос индивидуального восприятия. Но если вы пришли работать в школу на известных условиях, приняли на себя ответственность – вы обязаны сделать всё необходимое для успеха своих учеников.
- Не этичен. Каждый ребёнок – личность, которая заслуживает уважения. Никогда не унижайте учеников и не относитесь к ним пренебрежительно. Не обсуждайте отсутствующих детей, коллег, родителей.
- Не анализирует свою работу. Ваши планы, срезы, цели и аналитика важны не как документация, а как показатели качества. Выполняйте их, чтобы профессионально расти.
Желаем вам учиться на чужих ошибках, а не на своих!
Будем рады видеть вас в качестве Слушателей программ ООО «Бакалавр-Магистр»!
Поможем с выбором программы
|