Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
5 основных педагогических проблем дефектологии. Кем можно работать после курсов?
По статистике Министерства просвещения РФ, на сегодняшний день число обучающихся с различными физическими, интеллектуальными и психическими нарушениями в нашей стране превышает 1,15 миллиона человек. В связи с этим дефектологическое направление занимает особое место в современной педагогике.
Дети с ОВЗ остро нуждаются в помощи коррекционных педагогов, но пока учебные заведения испытывают дефицит квалифицированных специалистов этого направления. Проблему помогут решить учреждения дополнительного профессионального образования. При наличии педагогического образования можно получить квалификацию дефектолога за несколько месяцев – на курсах профессиональной переподготовки.
Что изучает дефектология? Цели и задачи
Дефектология – дисциплина, которая занимается воспитанием, обучением, социальной адаптацией детей с различными отклонениями в развитии. Коррекционная педагогика нацелена на достижение высокого качества жизни таких детей, создания условий для их социализации и самореализации. В зависимости от вида нарушения в дефектологии используют технологии определенной отрасли:
Связь с другими науками
Дефектология тесно связана с психологией, нейропсихологией, философией, социологией и имеет несколько направлений, в зависимости от ведущего нарушения (олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия и т. д.). Дефектологам необходимо ориентироваться в терминологии из наук медицинского цикла: анатомии, физиологии человеческого организма, психиатрии, невропатологии, иммунологии, педиатрии, офтальмологии, отоларингологии и т. д.
Основные задачи дефектологии:
- изучение закономерностей развития детей с ОВЗ с точки зрения медицины, физиологии, психологии, педагогики;
- определение путей и средств, которые помогают предотвратить дальнейшие нарушения развития;
- разработка индивидуальных образовательных технологий для воспитания, обучения, социальной и трудовой подготовки детей с ОВЗ;
- выбор технических средств, помогающих детям с нарушениями развития познавать мир, контактировать с ним;
- поиск путей, которые позволяют сделать жизнь людей с ОВЗ более комфортной.
Основные педагогические категории дефектологии
- Воспитание детей с ОВЗ – подготовка ребенка к активной социально полезной жизни, формирование и привитие навыков самообслуживания, обучение основам культуры поведения и труда, развитие самостоятельности, способности жить и работать в социуме.
- Обучение и развитие детей с ОВЗ – обучение при помощи наглядных и технических средств. Педагог самостоятельно разрабатывает стратегию развития с учетом особенностей ребенка.
- Коррекция – исправление или ослабление дефектов психического и физического развития ребенка с помощью комплекса педагогических мер.
- Компенсация – замещение или перестройка функций организма, которые отсутствуют или недоразвиты. Проще говоря, это приспособление человека к полноценной жизни. Так, например, компенсировать слепоту ребенка можно через развитие осязания.
- Социальная реабилитация – включение ребенка в социальную среду. Ребенка приучают к условиям социальной среды, таким образом он усваивает правила и нормы поведения, принятые в обществе.
- Социальная адаптация – дети с ОВЗ испытывают проблемы во взаимодействии с социальной средой, в связи с чем они сталкиваются с трудностями в достижении своих целей. Потому ребенка необходимо учить тому, как преодолевать возникающие сложности.
- Семейное воспитание – активный фактор реабилитации. Педагог помогает ребенку адаптироваться к среде, но в процессе воспитания также должны принимать участие родители. Именно совместными усилиями можно достичь поставленных целей.
5 основных педагогических проблем дефектологии
Проблематика |
Описание |
Решение |
Отношения с родителями |
Мамы и папы далеко не всегда выполняют с сыном или дочерью упражнения, которые дефектолог дает на дом, не читают записки педагога, не отвечают на звонки и сообщения. А ведь именно от совместной работы семьи и специалистов зависит развитие ребенка. |
Дефектолог должен разъяснить родителям, зачем заниматься с ребенком дома, рассказать, каких результатов можно добиться, если уделять должное внимание рекомендациям. Можно познакомить их с детьми с аналогичным диагнозом, которые благодаря совместной работе родителей и педагога добились серьезных улучшений в самообслуживании, поведении, обучении. |
Недопонимание со стороны коллег |
Дефектолог координирует свое расписание с графиками всех учителей-предметников. Часто занятия переносятся и отменяются из-за внеурочных мероприятий, поэтому планировать свое рабочее время очень трудно. |
Дефектологу важно постоянно взаимодействовать с коллегами, объяснять им важность своей работы, разъяснять, для чего проводятся те или иные занятия и каких результатов позволяют добиться. Важно заручиться поддержкой руководства школы. |
Помощники |
В роли помощников выступают учителя-предметники, воспитатели, тьюторы. Наличие помощников облегчает работу, но и отнимает время. Приходится обучать их, как правильно общаться со «сложными» учениками, подстраиваться под их видение педагогической деятельности. |
Нужно с самого начала уделить организации совместной работы должное внимание, определиться с общей позицией по всем ключевым вопросам, распределить обязанности. В результате после первых недель или месяцев совместной работы наличие помощников из минуса превратится в плюс. |
Результаты учеников |
Достижения детей с ОВЗ не так заметны на общем фоне, даже если для них являются большим прогрессом. Иногда взрослым очень трудно признать старания ребенка, особенно в сравнении с лучшими учениками класса. |
Дефектологу важно с самого начала приучить себя сравнивать каждого ребенка только с ним вчерашним, объяснить важность правильной оценки родителям и педагогам. |
Планирование и выбор средств коррекции |
Даже в общеобразовательном классе у каждого ребенка свой уровень знаний, навыков и умений. Поэтому очень сложно находить инструкции и применять методы, которые бы подходили каждому из них. В специальной педагогике эта задача становится еще труднее. |
Дефектологу нужно правильно распределять свое время, чтобы уделять каждому ребенку внимание, составить план индивидуальной коррекционной работы. |
Где и кем можно работать после курсов? Самые популярные курсы
С квалификацией дефектолога можно работать педагогом-дефектологом или воспитателем в специализированных коррекционных школах и детских садах, интернатах и детских домах, реабилитационных центрах, в общеобразовательных организациях с инклюзивным подходом к образованию.
ООО «Бакалавр-Магистр» можно пройти переподготовку на дефектолога по следующим популярным программам:
- Дефектология. Обучение, воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Это общая программа для тех, кто хочет понять психологию детей с разными видами ОВЗ, научиться современным методам диагностики и коррекции нарушений развития, узнать об особенностях инклюзивного и интегрированного образования, об адаптированных учебных программах и т. д.
- Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Обучение, воспитание и развитие детей с интеллектуальными нарушениями. Этот курс более узкой направленности. Он подойдет тем, кто планирует работать с детьми, у которых есть интеллектуальные особенности развития, в том числе диагностирована умственная отсталость.
- Обучение, воспитание и коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра». Программа знакомит со спецификой расстройств аутистического спектра (РАС), особенностями работы с аутистами в семье и образовательных учреждениях. Слушатели в числе прочих дисциплин изучают ФГОС начального образования для детей с РАС.
- Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Работа с детьми с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Это большая программа для тех, кто раньше не работал в сфере дефектологии. Она включает в себя 8 общепрофессиональных дисциплин, в том числе основы общей психологии, дефектологию, анатомию, физиологию и патологию различных органов и систем. Основная часть учебного плана посвящена изучению психологии детей с разными ОВЗ (нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и т. д.), особенностям диагностики, воспитания, обучения, адаптации, коррекции.
Для тех, кто уже работает в сфере специальной педагогики, организованы курсы повышения квалификации, в рамках которых можно получить полезную информацию по актуальным вопросам дефектологической деятельности. Например, есть программы по специфике обучения и воспитания детей с разными ОВЗ в условиях реализации ФГОС, по организации логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями и т. д.
Поможем с выбором программы
|