Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Даешь инновацию! Новые подходы в педагогике
ТРИЗ, ИКТ, кейсы, проекты, личностно-ориентированное обучение: обзор самых интересных новых педагогических методик и их результатов.
Термин «инновация» имеет латинское происхождение и обозначает процесс вхождения чего-то нового в уже устоявшуюся сферу, что приводит к значимым изменениям внутри этой самой сферы.
Можно выделить несколько общих признаков, характерных для педагогических технологий нового поколения:
- Ориентация на применение полученных знаний и навыков в реальной жизни, а не просто их накопление;
- Деятельностный способ получения знаний, когда новые умения приобретаются в процессе выполнения практических заданий, вместо пассивного зазубривания теории.
- Применение новых образовательных средств и инструментов (информационных, технологических, организационных, коммуникационных), помогающих создать эффективную образовательную среду.
Сегодня российская система образования находится в стадии интенсивного развития: новые стандарты, новые возможности и, конечно, новые эффективные методики, самые популярные и интересные из которых представлены ниже.
Личностно-ориентированная технология – центром образовательного процесса становится личность обучающегося. Цель методики – максимальное внимание к индивидуальным склонностям, развитие способностей. Это становится возможным при использовании следующих принципов и технологий:
- Принцип разноуровневого обучения. Учебный материал в рамках одной программы дифференцируется по уровню сложности (например, минимальный, базовый и творческий) и предлагается к изучению воспитанникам с соответствующими способностями;
- Технология организованного диалога. Учеников делят на пары или небольшие группы и предлагают различные задания. В ходе их выполнения участники диалога обмениваются мыслями, учатся критично оценивать ответы товарищей, отстаивать свою точку зрения и находить разумный компромисс. Эта техника способствует развитию аналитического мышления и лучшему пониманию учебного материала;
- Принцип творчества и успеха. Моделирование таких ситуаций на уроке, при которых каждый ученик достигает успеха в выполнении заданий; создание возможностей для творческого проявления участников образовательного процесса. Такой подход помогает каждому учащемуся раскрыть личный потенциал и узнать о своих «сильных» сторонах. В ситуации, когда человек (ребёнок или взрослый) достигает успеха в какой-то деятельности, у него закрепляется положительное представление о своих способностях, формируется чувство уверенности в себе, что побуждает его к дальнейшему познанию и саморазвитию.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) подразумевают максимальную информатизацию учебного процесса. На практике это означает всевозможное использование достижений современных компьютерных технологий как учениками, так и преподавателями.
Педагог с помощью сети Интернет подбирает интересные материалы по теме занятия, которые может использовать в качестве наглядных иллюстраций на уроке, для оформления помещений и стендов; подготавливает и демонстрирует мультимедийные презентации. Компьютерные программы значительно упрощают ведение отчётности, позволяют в автоматическом режиме анализировать динамику и уровень успеваемости учащихся.
Метод проектов реализует обучение через решение конкретных практических задач. Ключевой особенностью данной технологии является достижение определённого результата, когда ученики применяют свои знания и умения в реальной жизни.
Например, на уроке иностранного языка преподаватель предложил ученикам запланировать групповую заграничную поездку. Учащимся необходимо рассчитать бюджет поездки, разобраться с необходимостью и порядком получения виз, выбрать транспорт, решить вопросы с жильём и питанием, составить план экскурсий.
Или другой пример: на уроке информатики, в рамках изучения технологии html-редактирования, преподаватель предлагает ученикам создать веб-страницу с заданными параметрами. Так будут отработаны навыки форматирования текста, создания таблиц и вставки изображений с использованием html-тегов.
Технология развития критического мышления. На примере постановки под сомнение общеизвестных истин, учащийся вырабатывает собственную точку зрения.
В структуре данной технологии выделяют три стадии:
- Вызов;
- Осмысление содержания;
- Рефлексия.
На каждом этапе используются свои особые приёмы и задания.
Например, одним из способов критического осмысления текста, содержащего большой объём фактов и сведений, является использование методики ИНСЕРТ, состоящей из нескольких этапов:
- Вводится система маркировки текста: «V» помечаются уже известные истины, знаком «–» - идеи, противоречащие убеждениям учащегося, знаком «+» - интересные и неожиданные утверждения, знак «?» ставится при малой осведомлённости о проблеме и возникновении желания узнать больше;
- Ученики читают текст, делая соответствующие пометки на полях;
- Информация систематизируется в таблицу, содержание столбцов которой соответствует маркировочным знакам;
- Обсуждение и анализ каждой графы таблицы.
Использование данной техники развивает аналитическое мышление, помогает отследить степень понимания материала, улучшает способность учеников критически оценивать прочитанное.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В ТРИЗ-педагогике применяются такие методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, а также специальные сценарии, подготовленные в рамках данной технологии. Уникальность ТРИЗ заключается в возможности её применения для обучения широкого круга лиц – от дошкольников до узкопрофильных специалистов. Выделяют несколько ключевых особенностей реализации ТРИЗ-технологии:
- Решение открытых задач, когда не существует единственно верного ответа;
- Развитие креативного мышления и преодоление привычных мыслительных шаблонов;
- Равенство педагога и ученика, взаимоуважение и признание права на ошибку.
Кейс-технология основана на самостоятельном анализе и решении конкретной проблемы. Перед началом обучения для каждого учащегося подготавливается индивидуальный набор учебных материалов – кейс, включающий в себя не только полный комплект информационных материалов по изучаемой проблеме, но также и рекомендации, тесты, практические и творческие задания. Такой подход позволяет ученику заниматься в персональном темпе, спокойно и вдумчиво изучить предлагаемую проблему, не тратя время на поиск информации, и самостоятельно найти эффективное решение.
В наши дни в учебных заведениях мира реализуется огромное количество различных педагогических методик. Так, в учебном пособии «Энциклопедия образовательных технологий» (2006), составленном Селевко Г.К., описано около 500 технологий. Можно предположить, что с момента издания книги их количество только возросло. Одна из главных задач современного педагога – разобраться во всём многообразии и найти тот самый подход, который позволит его ученикам посещать занятия с удовольствием, успешно применять полученные знания на практике не только в образовательном учреждении, но и в реальных жизненных обстоятельствах.
Поможем с выбором программы
|