Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Премии подчиненным: тактика раздачи
Деньги, как известно, самый примитивный и самый эффективный способ мотивации большинства сотрудников вообще и сотрудников бухгалтерии в частности. Тем не менее практика выдачи «пряников» возымеет на подчиненных главбуха желаемое действие, если сам главбух знает точные ответы на пять вопросов.
Вопрос первый: за что?
Ответ «за хорошую работу» вычеркиваем сразу и заменяем его ответом «по итогам работы». Подвести итоги и соответственно выдать премию в бухгалтерии проще всего двумя способами. Первый - по окончании очередного отчетного периода. Этот вариант более всего подходит компаниям, где действует система контроля "работы бухгалтерии. По окончании каждого отчетного периода бухгалтер на определенном участке учета формирует бухгалтерские и налоговые регистры, архивирует первичные документы и передает их на проверку, например, внутреннему аудитору. Если результаты проверки положительные, бухгалтер получает премию.
Второй способ - по завершении налоговой или аудиторской проверки. Премия выдается в том случае, если по итогам проверки на участке, который ведет бухгалтер, не обнаружено ошибок или проверяющие органы высказались положительно о состоянии учета на предприятии.
По мнению заместителя генерального директора Аналитического консультационного центра «Учет и налоги» Натальи Дашевской, во всех остальных случаях премия не будет создавать у бухгалтера стимула для улучшения качества учета. Если же профессиональный уровень бухгалтера постоянно растет и качество его работы повышается, правильно будет не злоупотреблять премиями, а повышать оклад, но не чаще одного раза в полгода.
Вопрос второй: сколько?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как часто сотрудники бухгалтерии получают премию. Если премия выдается раз в квартал, то сумма не должна быть меньше 20-25% от оклада. «Любая меньшая сумма бухгалтером будет рассматриваться скорее не как премия, а как похвала, то есть как нематериальное поощрение», - говорит бизнес-тренер, руководитель тренингового проекта «БУХТренинг.1Ш» Татьяна Курдюмова. Это невыгодно руководителю, поскольку «мотивационная» ценность такого поощрения для сотрудника автоматически уменьшится.
Если премия выплачивается реже, например раз в год, она должна быть соизмерима с окладом. По словам Натальи Дашевской из центра «Учет и налоги», премии, выданные по итогам налоговых проверок (которые не случаются чаще раза в год), могут составлять два и даже три оклада сотрудника. Но если бухгалтер пришел в компанию недавно и к проверенному периоду отношения не имеет, премию ему выплачивать не нужно.
Вопрос третий: как?
Плюсы премирования сотрудников для самих сотрудников очевидны. Минусы же очевидны не всегда. Самый явный недостаток премирования заключается в том, что «к хорошему быстро привыкают». По словам Татьяны Курдюмовой, если в следующий раз за ту же работу вы по каким-либо причинам не сможете выдать подчиненному премию (или она окажется меньше, чем предыдущие), у человека возникнет ощущение, что его оштрафовали: не дали заслуженных денег. «В этой ситуации возникнут проблемы, - соглашается главный бухгалтер ООО «Флекслайн-Н» Ирина Шапорова. - Это совершенно понятная человеческая реакция. Я бы и сама, наверное, расстроилась».
Кроме того, постоянное и однообразное материальное стимулирование тоже не лучшим образом влияет на мотивацию сотрудников. Аналитик группы компаний «Градиент Альфа» Инна Самойлова считает, что при построении системы мотивации обязательно стоит сочетать материальное стимулирование и моральное поощрение - устные похвалы, публичное признание заслуг и т. п.
Вопрос четвертый: где взять деньги?
Для того чтобы начать мотивировать сотрудников с помощью материального поощрения, главбуху скорее всего придется для начала мотивировать собственное руководство это поощрение оплатить. В любом случае частоту выдачи премий и объем средств, на которые можно рассчитывать, с руководителем лучше оговорить заранее. В противном случае, если вы захотите премировать сотрудника, объясняя это, например, тем, что он работал внеурочно, у руководства могут возникнуть резонные претензии к вам. Логика ясна: если люди работают внеурочно, значит, работа в бухгалтерии организована неправильно и виноват в этом главбух.
По словам Ирины Шапоровой, доводы, которые стоит озвучить руководству, договариваясь о выплате сотрудникам премии, могут быть следующие: своевременная сдача отчетности и безошибочное ведение учета, отсутствие штрафов и претензий со стороны контролирующих органов, а следовательно, отсутствие у компании непредвиденных расходов.
Вопрос пятый: чем заменить?
Любую денежную премию время от времени можно заменять другим материальным вознаграждением. В этом есть свои плюсы: во-первых, разнообразие всегда полезно, во-вторых, возможно, при таком способе премирования главбуху будет легче урегулировать этот процесс с руководством компании. Время от времени в качестве премии сотруднику можно предложить обучение (если он сам к этому стремится) или модернизацию рабочего места. «Хорошее кресло, новый монитор могут отлично сыграть роль премии, - говорит Татьяна Курдюмова. - Если нужно премировать отдел, можно договориться с руководством об установке в комнате кондиционера или обновить мебель».
Поможем с выбором программы
|