Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Конфликты в организации
Конфликты вокруг нас. Конфликты в личной жизни и на работе. Конфликты, где мы являемся участниками, вовлеченными сторонами или сторонними наблюдателями. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни.
По значению они бывают: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Конструктивные конфликты полезны и приводят к совершенствованию ситуацию и выводу ее на новый эволюционный виток, деструктивные конфликты носят разрушительный характер. Иногда вплоть до жертв и не только в переносном смысле. Главное научиться управлять конфликтами и переводить их в конструктивное русло.
По сферам разрешения конфликты делятся на деловые и личностно-эмоциональные. Сторонами в деловых конфликтах бывают руководитель и подчиненный.
Одной из функций управленцев различного уровня является разрешение конфликтных ситуаций. Однако, незнание руководителями причин возникновения конфликтов в деловой сфере и способов их разрешения подчас приводит к тому, что именно они являются инициаторами возникновения конфликта, которого могло бы и не быть.
В оперативной деятельности руководители могут использовать конфликтогены, которые и являются «провокаторами» конфликта. Конфликтоген – это слова, действия или бездействия могущие привести к конфликту.
В книге В. Шейнова «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» выделены три основных направления ошибочных действий руководителей:
1. Нарушение служебной этики
• Проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным
• Невыполнение обещаний
• Нетерпимость к инакомыслию
• Зажим критики
• Ущемление прав подчиненных
• Злоупотребление служебным положением
• Поручение исполнителю «через голову» непосредственного руководителя
• Утаивание информации, манипулирование ее и т.п.
• Сознательное провоцирование конфликта между подчиненными (принцип «разделяй и властвуй»)
2. Нарушение трудового законодательства
3. Несправедливая оценка руководителем под-
чиненных и результатов их труда
• Ошибки в применении поощрений и наказаний
• Недостатки в распределении работ между исполнителями
• Формирование системы оплаты, нарушающей принцип «вклад–оклад»
• Не использование «кадрового резерва» в угоду приглашению дорогостоящих специалистов «с рынка»
• Болезненное отношение руководителя к авторитету подчиненного
• Неконкретная (огульная) критика
• Нечеткая формулировка в постановке задач
• Отсутствие информации
• Недооценка мотивирования, как средства управления персоналом
• Психологическая несовместимость: фактическая (ценностный уровень) и мнимая (зависть)
Утаивание информации, искажение ее, трансформирование и, как следствие, провоцирование возникновения слухов в последнее время встречается все чаще и чаще. Придуманная Родшильдами фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» не только сделала их имена бессмертными, но и следование этому принципу позволило им обогатиться.
В качестве рекомендаций руководителям можно дать следующие полезные советы:
1. Руководитель должен помнить, что управление людьми начинается с управления собой
2. Не уважая другого, не добьешся уважения с его стороны
3. Утаивание информации создает напряженность во взаимоотношениях
4. Учитывайте ожидания подчиненных
Что ожидают подчиненные от своего руководи-
теля:
1. Знания дела
2. Умения наладить работу
3. Видения перспективы
4. Хорошего заработка
5. Вежливого отношения к себе
6. Уважения
Какие шаги на пути разрешения конфликта должен сделать любой руководитель:
1. Необходимо приступать к разрешению конфликта немедленно.
2. Определите ИСТИННЫЕ причины возникновения конфликта.
3. В общении с конфликтующей стороной соблюдайте следующие правила:
• Проявляйте выдержку.
• Выслушивайте обращающихся к Вам, дайте высказаться до конца, дайте возможность выговориться, «выплакаться».
• Не спешите с выводами и обещаниями, не «рубите с плеча», не делайте оргвыводов, выслушав только одну из сторон.
• Проверьте все факты, осмыслите ситуацию и только потом принимайте меры
• Никогда не переоценивайте степень своей информированности.
Довольно часто в разрешение конфликтных ситуаций вовлекаются сотрудники HR-подразделения от специалиста по персоналу до директора.
И в последнее время все чаще подобная посредническая деятельность называется «Медиаторство».Медиация — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций.Медиация как общественно значимая деятельность сформировалась в США в начале 60-х годов прошлого века, а медиатор - посредник на переговорах в конфликте, споре или профессиональный переговорщик.
К HR-специалисту, как к медиатору, работники-оппоненты могут обратиться в случаях, когда:
1. Объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы и средства исчерпаны, но «выхода» не видно;
2. Стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
3. По-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
4. Одной из сторон причинен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту;
5. Сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;
6. Оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль его выполнения.
Бывают ситуации, когда HR-специалист должен не дожидаясь обращения от конфликтующих сторон сам вмешаться в конфликт. Оперативное самостоятельное
вмешательство HR-специалиста в конфликт возможно в ситуациях, когда:
1. Происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;
2. Одной из сторон интенсивно применяется насилие;
3. Кадровому работнику лично невыгоден этот конфликт;
4. Конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется кадровым работником (например, необходимо урегулировать служебный конфликт, который негативно влияет на весь коллектив);
5. Стороны не пришли к согласию, а у hr-специалиста есть возможность (ресурсы) удовлетворить интересы обеих сторон.
Для того чтобы быть медиатором HR-специалист должен обладать определенным уровнем квалификации или компетенциями: Набор знаний, навыков и личностных характеристик необходимых для разрешения конфликта и примирения конфликтующих сторон иногда называют конфликтологической компетентностью. Хотелось бы привести некоторые из них:
1. Понимание природы противоречий и конфликтов между людьми.
2. Формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации.
3. Обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях.
4. Умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации.
5. Наличие навыков управления конфликтными явлениями.
6. Умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов.
7. Умение предвидеть возможные последствия конфликтов.
8. Умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты.
9. Наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Если Вы считаете, что обладаете конфликтологической компетеностью, и перед Вами стоит задача по примирению сторон конфликта, то Вы должны знать ряд шагов, которые необходимо сделать:
Во-первых, знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами.
Во-вторых, работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, возможно, несколько раз встречается скаждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т.д.).
В-третьих, ведение переговоров — наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая__их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена, пусть небольшим, но реальным продвижением вперед.
Медиация, как инструмент управления конфликтом является довольно эффективным и интересным способом. Основная задача медиатора в процессе разрешения конфликта самому не вовлечься в процесс и не встать ни на чью сторону. Это противоречит самой
идеи медиации.
Если HR-специалист не обладает необходимым набором компетенций в должной мере, то существует риск эмоционального включения и принятия «правоты» одной из сторон и тогда мы лишь идем по пути эскалации конфликта и не по пути его конструктивного
разрешения.
Помните, в конфликте нет правых и виноватых. У каждой из сторон своя правота.
Задача HR-специалиста в процессе медиации действовать рационально, продуманно, выбирать соответствующие ситуации роли и тактики взаимодействия.
Возможные роли в процессе медиации:
Третейский судья
Это наиболее авторитарная роль, так как в этом случае медиатор обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспарива-
ется. Примером служит разрешение конфликтов древнерусскими князьями, старейшинами родов, а также судом присяжных.
Арбитр
Он также обладает значительными полномочиями. Арбитр изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в выше-
стоящих инстанциях.
Посредник
Это более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, посредник обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
Помощник.
Он участвует в регулировании конфликта с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
Наблюдатель.
Своим присутствием наблюдатель в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Его присутствие создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров. Важную роль в умении управлять конфликтами имеет также Ваш личный стиль поведения в конфликте. Личностные стили поведения в конфликтной ситуации были сформулированы одним из известных специалистов в области конфликтологии К. Томасом. Его методика (Томаса-Килманна) позволяет выделить следующие формы поведения человека в конфликте:
• Конкуренция как стремление добиться удовлетворения своих интересов при игнорировании или даже в ущерб интересам другого;
• Уступка, означающая в противоположность конкуренции готовность приспособиться, принося в жертву собственные интересы ради другого;
• Компромисс, проявляющийся в стремлении урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого;
• Избегание, для которого характерно стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт;
• Сотрудничество предполагает поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.
Знания в области психологии конфликта помогают начинающим медиаторам, например, понимать, что является конфликтогеном, какие они бывают, что нужно сделать, чтобы самому не стать «провокатором» конфликтной ситуации и многое другое.
Думаю, что тема возникновения конфликта и способов управления им достаточно обширна. Уверена, что еще не раз мы вернемся к ней вновь и рассмотрим, как конкретные ситуации и способы их разрешения, так и различные методы, предложенные классиками в области управления конфликтом.
Поможем с выбором программы
|