Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Как научить ребенка говорить: рекомендации для логопедов
Если вы хотите профессионально работать с неговорящими детьми, пройдите курсы повышения квалификации по направлению логопедии и детской речи. Программа разработана для специалистов, которые уже получили дефектологическое образование, в том числе на курсах профпереподготовки. Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — вам не придется делать перерыв в работе.
Всю необходимую информацию по теме вы получите на курсе. Здесь мы расскажем лишь о нескольких важных моментах.
Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы
Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий. Этот момент нужно обсудить сразу.
Как начинают учить ребенка говорить? Следуют схеме:
- Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
- Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
- В большинстве случаев приходится рекомендовать внести изменения в жизнь семьи. Если ребенок большую часть времени проводит за просмотром видеороликов, занятия с логопедом, скорее всего, не принесут быстрого эффекта. Родители должны больше общаться с ребенком, заменить просмотр мультфильмов активными играми, в том числе с игрушками, которые детям нравится «озвучивать» («машинка бип-бип», «паровозик ту-ту»), а также чтением и рассматриванием книг с яркими картинками.
- Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и оговариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
- Начинается работа над расширением пассивного словаря, развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают яркие иллюстрации или карточки с картинками, называют изображенных на них животных, растения и предметы. Во время разговоров и игр взрослые должны очень четко и понятно произносить слова, чтобы легче было их повторять.
- Создается потребность в общении. Если ребенок привык «объясняться» жестами или мычанием, родители начинают делать вид, что не понимают его. В семье устанавливается правило: если хочешь о чем-то попросить или что-то рассказать, пользуйся словами. Каждый раз, когда ребенок что-то говорит (пусть и с ошибками), его стоит хвалить — это закрепляет нужное поведение.
Здесь важна последовательность — рано учить ребенка говорить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Скорость прохождения этапов у каждого ученика своя, поэтому логопеду следует регулярно пересматривать план занятий и корректировать его по мере необходимости.
Как учить ребенка говорить: даем рекомендации родителям
Если родители слишком сильно переживают из-за задержек в развитии речи у ребенка, очень важно их успокоить. Излишняя нервозность, страхи, постоянные попытки заставить сына или дочь заговорить — все это только помешает добиться прогресса.
Чтобы занятия быстрее принесли нужный эффект, посоветуйте родителям:
- Больше общаться с ребенком. Дети любят копировать взрослых. Если в семье принято мало разговаривать и проводить большую часть времени за экранами гаджетов, дети, скорее всего, будут перенимать такую модель поведения.
- Не сюсюкать и не коверкать слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
- Использовать развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
- Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру. Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался…») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.
Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года
Коррекция должна быть комплексной: звукоподражание, оговаривание звуков, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр:
- Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
- Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
- Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
- Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать как еж: «ф-ф-ф».
- растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться;
- надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух;
- понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.
Ребенка в год учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т.д.
Как учить ребенка говорить в 2-3 года
В занятия включают артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, просят ребенка поцокать, как лошадка, широко открыть рот и провести языком по губам, показать, как кролик грызет морковку, и пр.
Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате. С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп...»
Также в занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз. Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.
От профессионализма логопеда зависит эффект занятий. Времени на эксперименты почти нет, ведь чем старше ребенок, тем сложнее корректировать нарушения в развитии речи. Именно поэтому важно повышать квалификацию, делиться опытом с коллегами, изучать новые методики — от этого зависит будущее детей, с которыми вы работаете.
Поможем с выбором программы
|