Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Обзор 4 методик обучения детей чтению. Какие трудности могут возникнуть?
Чтобы обучение чтению было эффективным, важно определить готовность ребёнка к нему, подобрать подходящую методику и умело преодолеть возможные трудности. Как это сделать, вы узнаете из статьи.
Как и когда учить ребёнка читать?
Прежде чем приступить к обучению, следует убедиться, что ребёнок готов. Единого мнения педагогов и учёных о том, в каком возрасте начинать знакомство с буквами, нет. В среднем благоприятным считается возраст от 4 до 7 лет. Но подготовка детей к обучению чтению начинается задолго до этого: малышу предлагают красочные книжки, читают стихи, поют песенки, играют в фонематические игры.
Например:
«Слова». Упрощённый аналог игры в «Города». Ребёнок определяет последний звук сказанного вами слова и называет слово, начинающееся с этого звука.
Ребёнка можно начинать учить читать, если он:
- понятно выговаривает звуки;
- способен к произвольной регуляции своего поведения (может сидеть на месте, отвечать на вопросы взрослого, выполнять простые инструкции);
- имеет достаточный словарный запас, выражается распространёнными предложениями;
- может пересказывать истории из книг или из жизни;
- хорошо ориентируется в пространстве, может оценить расстояние, форму, размер, расположение предметов.
Трудности в обучении чтению
На всех этапах обучения детей чтению могут возникать затруднения. Например, ребёнок:
- читает по буквам и не может связать их в слоги, либо слоги не может связать в слова;
- пропускает буквы в словах, меняет последовательность букв или слогов;
- путает буквы по виду или звучанию;
- начало слова читает правильно, а конец пытается не прочитать, а «угадать»;
- читает механически, без выражения, без понимания смысла прочитанного.
Причиной трудностей могут быть моторные нарушения, сниженная память, неразвитые пространственные представления, нарушения внимания и др. Стойкий характер нарушений процесса чтения может быть обусловлен дислексией, в этом случае нужна помощь психолога.
Справиться с распространёнными трудностями помогут регулярные тренировки и разнообразие упражнений. Частая ошибка при обучении детей чтению – сосредоточенность непосредственно на процессе распознавания и воспроизведения букв, слогов, слов. Игровые элементы обучения привлекательны для детей, создают психологически благоприятную ситуацию успеха и способствуют эффективности обучения.
Предложите ребёнку:
- слепить буквы из пластилина, выложить из кубиков, палочек, мозаики и др.;
- изобразить букву с помощью собственного тела;
- угадать, какую букву вы написали на его ладошке (чур, не подсматривать);
- собрать букву как пазл из разрезных частей.
Не допустить или преодолеть трудности в обучении чтению будет проще, если педагог подберёт подходящую образовательную методику.
Методики обучения детей чтению
Рассмотрим несколько методик, доказавших свою эффективность.
- Методика Ольги Соболевой
Методика основа на «двуполушарной» работе мозга и особенно подходит «правополушарным» детям, у которых преобладает правое полушарие мозга, они часто выполняют все действия левой рукой (держат ложку, карандаш). Каждая буква обыгрывается в стихах – Соболевой разработан уникальный приём «колорифмика», благодаря которому дети запоминают и вид, и звучание слов. После стихов дети работают с прозой, приём называется «полёт над строкой». Работа дошкольников с текстами сопровождается рисунками, лепкой, мини-спектаклями, что стимулирует ассоциативное мышление. Автор полагает, что алфавит следует учить не до, а после того как ребёнок научился читать.
- Методика Елены Бахтиной
Основа этой методики – также ассоциации. Обучение начинается с букв и включает уникальные упражнения для обучения детей чтению.
Например:
Нарисуйте и вырежьте с ребёнком большую печатную букву «А». После продемонстрируйте ученику фото с младенцем, весело играющим в кроватке, и объясните: «Это – буква "А". Её знают даже малыши! Они лежат в кроватке и как кричат? Аааа!». Покричите вместе.
На основе подобных упражнений для каждой буквы, а также для слогов и строится методика Е. Бахтиной.
- Методика Евгения Чаплыгина
В основе – складовый метод, предложенный ещё Л. Толстым. Чаплыгин разработал методику, сходную с «Кубиками Зайцева», но более простую, с в два раза меньшим количеством кубиков (30 штук, 10 двойных + 10 одинарных). Деревянные кубики Чаплыгина динамичны, их можно крутить, образуя разные склады. Поскольку слова образуются буквально на глазах у ребёнка (вот «МА-МА» превратилась в «МА-ША», а следом в «МИ-ША»), он понимает сам принцип чтения, а не просто запоминает склады.
- Методика Александры Вознесенской
В советское время на основе букваря Вознесенской строилась государственная программа обучения дошкольников чтению. Автор подробно разъясняет, с чего начать обучение чтению ребёнка. Согласно Вознесенской, первый этап – это развитие фонематического слуха обучающегося на основе звукового анализа слов. Педагог называет слово, а ребёнок должен найти в нём определённый звук. Нашёл? Приступаем к изучению соответствующей буквы. На изучение всех букв и развитие навыка чтения Вознесенская отводит 78 занятий, 7 ступеней.
Где изучить технологии обучения детей чтению?
Итак, чтобы научить дошкольника читать, важно понимать психологические и педагогические основы овладения навыком чтения, ориентироваться в методиках и уметь применять их на практике.
ООО «Бакалавр-Магистр» есть программа, где можно освоить ряд методов, авторских и логопедических методик обучения детей чтению за 8 недель. Курс подойдёт как педагогам, так и родителям, планирующим самостоятельно учить детей читать.
«Методы и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (188 ч)» |
Для поступления обращайтесь к специалистам приёмной комиссии, заполнив заявку на консультацию или по телефонам 8 (800) 707-52-78, 8 (495) 120-67-72.
Поможем с выбором программы
|