Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Дошкольное образование в России– как в нашей стране воспитывают и обучают детей до 7 лет
Грамотно организованное воспитание и образование ребенка до школы – залог развития его мышления, памяти, внимания, воображения, речи и физического здоровья. Без этих базовых качеств не получится успешно адаптироваться в начальной школе, освоить программу последующих ступеней образования, реализоваться в личном, социальном, профессиональном плане. Именно поэтому возраст с рождения и до 7 лет играет основополагающую роль в становлении человека, а дошкольному образованию уделяется большое внимание на государственном уровне.
Что такое дошкольное образование?
Под дошкольным образованием в России понимают воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 7 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление. Обязательным оно не является. Родители могут воспитывать ребенка до школы дома или водить его в учреждение дошкольного образования (детский сад), учреждение общего образования (предшколу), учреждение дополнительного образования (центр раннего развития).
Дошкольное образование строится на основе следующих принципов:
- Каждый ребенок полноценно проживает все этапы детства.
- Образование соответствует возрасту детей.
- Обучение и воспитание ведутся с учетом особенностей каждого ребенка.
- Ребенок признается полноценным субъектом дошкольного образования.
- Познавательные интересы и деятельность формируются у детей с помощью разных видов и форм деятельности.
- Дети знакомятся с традициями и социокультурными нормами семьи, общества и страны.
- Воспитатель поддерживает инициативу ребенка во всех видах деятельности.
- ДОУ активно взаимодействует с семьями воспитанников.
- Учитываются этнокультурные особенности воспитания каждого ребенка.
Цели и задачи дошкольного образования
Детские ясли – первое звено российской образовательной системы. Цели и задачи современного дошкольного образования связаны со всесторонним развитием дошкольника. Сотрудники ДОУ не просто присматривают за детьми, пока родители на работе, но и создают условия для укрепления их физического здоровья, для социально-личностного, индивидуального, художественно-эстетического развития, обучают по общим и коррекционным программам, готовят к поступлению в школу. Воспитатели обязательно взаимодействуют с семьями детей.
Современная концепция дошкольного образования
У российской государственной системы дошкольного образование нет аналогов в мире, в первую очередь по доступности – бесплатно отдать ребенка в детский сад могут все граждане страны.
У нас в стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях несколько часов (в группах кратковременного пребывания), весь день (обычно с 7-8 до 18-19 часов) или круглосуточно.
Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и:
- проходили обучение по образовательным программам – общим или коррекционным (ФГОС дошкольного образования был принят в 2013 году);
- социализировались;
- физически развивались;
- проходили регулярные медосмотры.
Воспитатель в российском детском саду знакомит детей с новыми понятиями и явлениями, стимулирует интерес к знаниям. Благодаря этому дети легче адаптируются к начальной школе.
Виды российских ДОУ
Дошкольное образование в России можно получить в следующих учреждениях:
- Детский сад – учреждение, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Может быть общего, комбинированного (группы разной направленности), компенсирующего вида (группы для детей с ОВЗ), оздоровительным, с приоритетным направлением развития (интеллектуальным, физическим и т. д.).
- Центр детского развития – учреждение с образовательной программой, превышающей требования ФГОС ДО. В таких ДОУ делают акцент на интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии детей. В центре могут быть изостудия, детский театр, бассейн, компьютерный класс и т. д.
Педагогический персонал детского сада. Какие профессии есть в дошкольном образовании?
- Методист – проводит методическую работу с воспитателями и педагогами, обеспечивает реализацию основной образовательной программы и дополнительных программ в ДОО
- Старший воспитатель – организует совместную работу воспитателей и других специалистов ДОО, отвечает за взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников.
- Воспитатель – присматривает за детьми на протяжении всего дня, организует их деятельность в соответствии с требованиями образовательной программы.
- Музыкальный руководитель – проводит музыкальные занятия, утренники и другие мероприятия.
- Инструктор по физической культуре – проводит оздоровительно-профилактическую работу и занятия для физического развития детей.
- Педагог-психолог – выявляет и корректирует психолого-педагогические проблемы у детей, проводит консультации и оказывает психологическую помощь как воспитанникам ДОУ, так и педагогам, родителям.
- Логопед – диагностирует и корректирует нарушения в развитии речи детей.
- Педагоги дополнительного образования – проводят занятия по театрально-игровой деятельности, ИЗО, экологии, ритмике, иностранному языку и другим предметам, которые изучают дети в соответствии с программой учреждения дошкольного образования.
- Помощник воспитателя, младший воспитатель – помогает воспитателю в организационных вопросах, присмотре за детьми: готовит все необходимое для приемов пищи, гигиенических процедур, помогает одевать малышей для прогулки и т. д.
Изучить теоретические основы дошкольного образования и получить профессиональные компетенции для работы в ДОУ можно на дистанционных* программах профпереподготовки на базе высшего или среднего профессионального образования. Вы можете получить на курсах квалификацию Воспитатель в дошкольной образовательной организации: проектирование и реализация деятельности с учетом ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста», Педагог раннего развития детей. Методики раннего познавательного и творческого развития ребенка с присвоением квалификации «Педагог раннего развития» и т. д.
Если вы уже работаете в детском саду или центре развития, обратите внимание на программы повышения квалификации по основным вопросам дошкольного образования: современным методикам, технологиям, формам обучения и воспитания, требованиям к образовательным программам по ФГОС ДО и т. д. Вот самые популярные из них:
- Организация деятельности воспитателя в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО (86 ч). Курс о том, как правильно планировать и реализовывать образовательную деятельность в ДОУ с учетом требований образовательного стандарта, оценивать результаты детей, проводить психолого-педагогическую диагностику воспитанников, составлять их социальные портреты и т. д.
- Обучение английскому языку в дошкольной образовательной организации. Проектирование и реализация вариативных образовательных программ по английскому языку в дошкольном образовании с учетом ФГОС ДО (188 ч). Этот курс учит преподавателей английского языка работать с дошкольниками. В нем собраны самые эффективные и отвечающие требованиям образовательного стандарта технологии и методические приемы обучения малышей иностранному языку.
- Подготовка к школе детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (86 ч). Программа знакомит с эффективными подходами к подготовке детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс.
На каком бы этапе развития не находилось дошкольное образование в России, педагоги и воспитатели остаются его центральными фигурами. И если они будут заинтересованы в профессиональном развитии и росте, ответственном подходе к должностным обязанностям, будут понимать и любить детей, их воспитанники получат все необходимое для полноценной социализации и перехода в начальную школу.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Поможем с выбором программы
|